Организация внеурочной деятельности

     Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей.

Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:

— территориальное расположение образовательного учреждения и его пространственные

возможности;

— уровень внеурочной работы в школе;

— программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей;

— кадровое обеспечение воспитательного процесса; (наличие специалистов и  профессиональная готовность;

— материально-техническое обеспечение воспитательной деятельности.

На площадях  школы  кроме учебных кабинетов, библиотека, медиатека, два спортивных зала, стадион, столовая, которая имеет возможность для организации дополнительного горячего питания при проведении внеурочной деятельности.

Учитывая имеющиеся условия школы мы остановились на оптимизационной модели организации внеурочной деятельности. Оптимизационная модель – это модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения, предполагающая, что в её реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, библиотекарь, педагог-психолог, классные руководители). Эта модель предусматривает возможность задействовать все ресурсы нашего учреждения: пространство, кадры и методическое и  иное сопровождение.

Механизм реализации внеурочной деятельности  предусматривает сопровождение ее всеми службами: методическое, информационное, психолого-педагогическое, материальное сопровождение и сопровождение по вопросам безопасности.

Психолого-педагогическое сопровождение позволило выявить проблемные зоны поставленных задач. Педагогами  школы разработаны рабочие программы курсов внеурочной деятельности согласно запросам родителей, обучающихся и возможностям образовательного учреждения. Все программы курсов были разработаны для реализации воспитательной программы школы. Занятия внеурочной деятельности проходят в отличных от учебной деятельности активных формах, что отражено в формах курсов.

Коллектив школы стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Таким образом, внеурочная деятельность, обеспечивая поддержку учебных предметов опытом деятельности школьников «вне уроков», позволяет продолжить курс на формирование у школьников универсальных учебных действий и надпредметных умений и обогащение их социального и культурного опыта. Всё это, в конечном итоге, оказывает позитивное воздействие на отношение школьников к знанию как общественной ценности.

  • Сложным вопросом является проблема оценивания результатов внеурочной деятельности.
  • Основная образовательная программа начального общего образования соответствует требованиям соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  • При посещении уроков, занятий внеурочной деятельности  отмечалось:
  • умение учащихся самоорганизовать свою работу  на уроке, занятиях внеурочной деятельности (например, подготовка учащимися выступлений, докладов и  презентаций с привлечением дополнительного информационного материала);
  • использование проблемно-диалогического обучения,  в процессе которого  учащиеся сами выходят на новую тему и задачи урока;
  •  привитие учащимся умений и навыков высказывать свою точку зрения и принимать компромиссные решения способствовало формированию коммуникативных учебных действий;
  • использование в образовательной деятельности цифровых образовательных ресурсов  способствовало  формированию и развитию универсальных учебных действий, которые закладывают основу учебной деятельности для обучения в  среднем звене и имеют значение для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов;
  • систематически проводимая  работа над формированием внутренней позиции школьника, ориентация на моральные нормы, развитие мотивации учебной деятельности  способствовало  воспитанию личностных качеств  школьника.
  • в области контроля и оценки своих действий  учащиеся могут оценивать свои работы объективно, по заданным учителем критериям;
  • сочетание индивидуальной  работы с коллективной, групповой позволяет формировать навыки работы в коллективе, умение задавать вопросы, наблюдать, анализировать, прислушиваться к мнению других.
  • проявление учащимися инициативности, элементов  организаторских способностей, стремление к успеху, самокритичность.

 На основе аналитической деятельности определены задачи:

  • совершенствование форм оценивания планируемых результатов начального общего образования;
  • формирование универсальных учебных действий как основного фактора повышения эффективности образовательной деятельности младших школьников;
  • сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию учащихся;
  • проведение внешнего мониторинга качества образования учащихся.
  • В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется нашим образовательным учреждением и через внеурочную деятельность.
  • В течение трех лет учащиеся пилотного класса  занимаются по программе «Забавный английский» (2ч в неделю, руководитель Кондик Л.А.). Отличительные  особенности программы-большая подвижность детей на занятиях (физические упражнения, подвижные игры, паузы-релаксации, сопровождающиеся проговариванием речевого материала), аудирование, инсценирование сказок на английском языке. Ежегодно представляют результаты своей деятельности на  творческом  отчете   для родителей и учащихся начальных классов. Использование информационных технологий на занятиях: интерактивная доска, презентации, слайд-шоу, активная работа с аудио и видеоматериалами, обучающих компьютерных игр, электронных образовательных ресурсов, способствует формированию и развитию    у младших школьников универсальных учебных действий, которые имеют значение для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

На занятиях  царит атмосфера сотрудничества, содружества, это  способствует формированию  коммуникативной,  социальной  компетентности школьников.

  Достижения

Название конкурса

Результат

1. Международный конкурс творческих проектов, посвященный Дню Победы (видео конкурс), май,2013г

Номинация  «Декламирование»

2 место — Околович С
2. Международный сетевой конкурс «Время петь» Лауреаты —

Пыльцова Д., Мирошниченко А.

3. Международный конкурс «Британский бульдог» 3место (муниципальный уровень) Пелисова В.
4. Всероссийский сверхпрограммная олимпиада по английскому языку Лауреаты –

Сапенова М., Пелисова В., Мирошниченко А.

5. Районный конкурс «Евровидение»  (на английском языке) 1 место – дуэт Мирошниченко А. и Околович С.
6. Школьная  олимпиада по английскому языку (более 70 участников) Учащиеся класса отмечены высоким процентом выполнения заданий.

1место –Сапенова М.

2место –Мирошниченко А.

3место – Пелисова В.

7. Фонетический конкурс  (школьный тур) 1место-Околович С.

2место-Пыльцова Д.

3место-Жаманбаев Д.

 

Проектная деятельность представлена кружком «Что? Где? Когда» и организована  с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия. Формы организации занятий кружка- опыты, групповые и индивидуальные исследования, встречи с интересными людьми, олимпиады, викторины, защита исследовательских работ, участие  в открытой малой научной конференции «Я познаю мир». Приобретенные знания, опыт действия развивают учащегося  как  личность, способствуют формированию его компетентности, идентичности.

 Достижения

Учебный год

Тема  исследовательской работы,

 представленной на  малой  научной конференции «Я познаю мир»

Результат
1 2010-2011 «Нужна ли школьная форма» 2 место
2 2011-2012 «Вредна ли газированная вода?» 1 место
3 2011-2012 «Компьютер – за и против» 2 место
4 2011-2012 «Кожа – одежда человека» лауреат
5 2012-2013 «Влияние школьного шума на работоспособность  учащихся» 1 место
6 2012-2013 «Прививка. Нужна ли человеку прививка?» 2 место

 

    Спортивно-оздоровительное направление  реализуется через занятия в «Основы здорового образа жизни».Целью программы является создание условий для формирования активной и здоровой личности. Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.

Достижения (результат)

Активное участие в школьных спортивных  мероприятиях, в традиционном классном спортивном празднике «Вместе с папой» и др.

Общекультурное направление реализуется через занятия в творческом объединении «Страна мастеров». Цель программы: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Достижения

Представленные работы на школьном, муниципальном, краевом уровнях отмечены призовыми местами.

 Выявленные проблемы и пути их решения

Проблемы

  • В организации  внеурочной  деятельности не используется нелинейное  расписание.
  • В школе  были созданы условия для успешной работы по направлениям, как внутри учреждения, так и через интеграцию с учреждениями дополнительного образования и социумом: «Детская школа искусств», «ДЮСШ», «Центр детского творчества», «Территориальный центр социальной помощи семье и детям», но необходимо создание общего  программно-методического пространства с учреждениями дополнительного образования детей и социума.

Мероприятия по устранению  несоответствий

  • Изменить условия образовательного процесса в школе, через создание нелинейной структуры школьного расписания. На педагогическом совете с участием Управляющего совета  обсудить  и утвердить  модель нелинейного расписания.
  • Взаимодействие  общеобразовательного  учреждения с учреждениями дополнительного образования детей -создание единого образовательного пространства, формируемого на основе гармоничной взаимосвязи образовательных стандартов с возможностями дополнительного образования, предназначенного для разностороннего развития личности каждого ребенка в доступных ему видах деятельности.

В школе создана информационно-образовательная среда.

Наше  образовательное учреждение  в течение нескольких лет работает над подпрограммой по информатизации  школы с целью формирование единой информационной среды, ориентированной на повышение качества образования, реализацию программ дополнительного образования.

Школьная библиотека  преобразована  в библиотечно-информационный центр с (доступ в Интернет, оснащенмультимедиацентром) и является структурным подразделением, осуществляющим информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса школы. Учащиеся имеет доступ к фонду электронных изданий: тесты, электронные энциклопедии, интерактивные диски по предмету. Библиотечно – информационный центр выступает партнером при планировании заданий для учащихся, при разработке проектов, участвует в проведении декады начальных классов, для учащихся разрабатывает и внедряет в практику работы циклы библиотечных часов — система мероприятий, направленных на углубление полученных знаний, поэтапное расширение кругозора учащихся, обеспечение личностного роста школьников,   школьники приобщаются к самостоятельной образовательной деятельности — работе с информацией: вербальной, образной,  в форме конкретных образов реальных предметов и условных образов, используемых в различных областях знаний (видеоинформация, аудиоинформация, звуковая, графическая, символическая, текстовая), что способствует  развитию информационной грамотности пользователей, повышению уровня информационной культуры учащихся и развитию читательских интересов.

Информационно-образовательное пространство предоставляло возможность организовать дистанционное обучение учащихся, которые по различным причинам не посещали школу.

Реализация комплексной программной информационной системы «Сетевой Город. Образование» позволяет  обучающимся и их родителям осуществлять доступ к электронному дневнику.

     Учебный кабинет пилотного класса оборудован  интерактивным комплексом, компьютером, ЭОР, лабораторным оборудованием, дидактическими и методическими пособиями.

Результаты

Создание  информационно-образовательной среды позволило учащимся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.
  • Организованное информационное пространство позволило осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования. том числе и школьный сайт

Выявленные проблемы и пути их решения

  • Использовать возможности  школьного  сайта, который  позволяет учащимся не только узнать последние новости, увидеть  фотоотчёты  с внеклассных мероприятий, но и может служить средством самовыражения (публиковать стихи, рисунки, рассказы, обмениваться опытом, решать проблемы, участвовать в различных проекта).

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений   учащихся. Оценка метапредметных результатовпредполагает оценку универсальных учебных действий учащихся. Основное содержание оценки метапредметных результатовна ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться.

Формы оценивания уровня УУД

— решение задач творческого и поискового характера (система заданий УМК «Школа России»: творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);

— проектная деятельность;

—текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку   метапредметных результатов обучения;

— комплексные работы на межпредметной основе.

Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких познавательных УУД   (целеполагание, планирование) основывается  на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в

групповой работе.

Проблемы

  • Преемственность, единообразие в процедурах оценки качества  результатов начального школьного образования
  • Мероприятия по устранению  несоответствий
  • Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
  • Корректировка программы мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального общего образования.